Торможение двигателем - умеете? ;)

Форум для разговоров участников клуба на любые темы, для которых не нашлось места в других категориях.


Валерий
Гуру
Сообщения: 17928
Зарегистрирован: 03 апр 2007, 14:23
Благодарил (а): 1 раз

Сообщение Валерий » 24 июл 2007, 08:43

цитаты:



Электроника давно заняла прочное место в конструкции автомобиля. Одним из первых и важнейших устройств повышения активной безопасности стала антиблокировочная система тормозов (АБС). Однако и по сей день не угасают споры о том, нужен ли этот "помощник" водителю.



Со времени появления АБС существует устойчивое мнение, что антиблокировочная система не многим уступает опытному водителю в способности остановить автомобиль на сложном покрытии, и вовсе незаменима для начинающих водителей. Но, прежде чем приводить говорить об эффективности системы, расскажем, что собой представляет типичная АБС.



Как известно, эффективное управление автомобилем, в том числе его торможение зависит от сцепления колес с поверхностью дороги. При потере сцепления, при торможении с заблокированными колесами увеличивается тормозной путь, автомобиль становиться неуправляемым. При торможения на скользкой поверхности опытные водители удерживают колеса на грани блокировки, использую прием прерывистого торможения. Отчасти, "техника" работы АБС заимствовала опыт, накопленный человеком. Если в движении одного из колес автомобиля оборудованного АБС появляются признаки блокировки, частота вращения становиться ниже определенного критического значения, блок управления системой на основе сигнала датчика частоты вращения посылает управляющий сигнал к соленоидному распределительному клапану для прекращения роста давления тормозной жидкости в тормозном механизме для предотвращения опасности блокировки. Для создания постоянного давления в тормозной системе используется отдельный насос. Современная антиблокировочная система не просто следит за тем, чтобы то или иное колесо не было заблокировано, но еще и сравнивает работу каждого из колес и регулирует тормозные усилия таким образом, чтобы не допустить потери курсовой устойчивости.



Теперь посмотрим, насколько эффективна антиблокировочная система на типичном европейском автомобиле. Два покрытия: укатанный снег с коэффициентом сцепления 0,14 и мокрый асфальт - 0,76. При создавшейся аварийной ситуации возможны следующие варианты действия водителя: работа только рулем без использования тормозов, руль и торможение.



Простейшая ситуация: торможение на прямой со скорости 40 км/ч. На асфальте водителю удается точно дозировать тормозной усилие, так что результаты не позволяют судить о превосходстве электроники. Но стоит попасть на снег, примитивное торможение с педалью "в пол" дает результат тормозного пути 46 метров. Торможение по всем правила на грани блокировки дает результат 41 метр. При подключении АБС - 37,4. Победа по всем статьям. Со скорости 60 км/час тормозной путь с АБС меньше уже на пять метров по сравнении с опытным водителем.



Теперь более сложное покрытие, так называемый "микст", когда под правыми колесами лед, а под левыми асфальт. Скорость 60 км/ч: с АБС - 37 м, без АБС - 41 м, но основное преимущество электроники не в метрах. Куда важнее поведение автомобиля. Коварство "микста" заключено в том, что из-за разности коэффициентов сцепления возникает разворачивающий момент, который трудно компенсировать вращением рулевого колеса, а для неопытного водителя эта ситуация может оказаться драматичной. Стоит ошибиться и машину начнет вращать на дороге.



Еще одна типичная дорожная ситуация. Водитель входит поворот постоянного радиуса, не рассчитав скорость. Он может просто отпустить газ и, работая рулем пытаться описать дугу в пределах своей полосы движения или же привлечь тормозную систему с опасностью потерять курсовую устойчивость и сойти с дороги. Итак, входим в поворот с максимально возможной скоростью, и, главное, пытаемся из него выйти. Мокрый асфальт, радиус поворота 35 метров, водитель работает только рулем. Показанная скорость 67 км/час. То же самое, но с торможением без АБС - 69 км/час. Быстрее поедешь - или снесет, или, если колеса заблокируются, вообще понесет прямо, а не по дуге. Скорее всего, еще и закрутит. Теперь с АБС - 79 км/час. Заметное преимущество!



Радиус поворота на льду увеличиваем до 50 метров. Результат без использования тормозов - 61 км/час, с тормозами 69, с тормозами и АБС - 75 км/час. Преимущества АБС очевидны, хотя не так значительны, как на мокром асфальте.



И все же, если у современной АБС так много преимуществ и почти нет недостатков, почему асы ее недолюбливают? Известно, что подготовленный водитель использует акселератор и тормоз не только для разгона и торможения, но и для управления автомобилем, причем арсенал специальных приемов у спортсменов весьма широк. Что касается электроники, то основной принцип работы АБС, как мы и говорили - не дать колесам заблокироваться. Но бывает, блокировка выгодна. Представим, что неожиданно возник занос - и автомобиль разворачивает поперек дороги. Если ничего не предпринимать, через мгновение колеса восстановят сцепление и потянут автомобиль с дороги. Кратковременная блокировка колес может погасить интенсивность вращения, а длительная - заставит автомобиль вращаться, сохранив при этом первоначальное направление. Проще говоря, машина с заблокированными колесами будет вращаться вокруг своей оси, но двигаться прямо и не уходить с дороги.



Важно помнить, что приемы вождения с АБС и без нее разняться. Антиблокировочная система становиться, к примеру, эффективной, когда превышено некоторое усилие на педали тормоза. Известно, что в экстренной ситуации водитель может развить на педали тормоза усилие до 50 кгс, при этом необходимое для блокировки колес на льду усилие на педали тормоза у современного автомобиля без АБС составляет 5-8 кгс. При помощи электроники усилие будет оптимизировано. При этом, на машине с АБС нужно смело жать на тормоза, а не "гладить" их. Важно помнить, что если при покупке автомобиля есть выбор - комплектации с АБС или без нее, не принимайте более дешевый вариант. Хотя бы потому, что у автомобилей, спроектированных под электронную систему, очень чувствительная педаль тормоза. Это делается специально, чтобы порог блокировки был превышен уже при небольших усилиях на педали. Купив такую машину, вы почти наверняка будете блокировать колеса в экстремальной ситуации.



Резюме. Современные АБС во многом переигрывают даже опытного водителя в большинстве ситуаций. Они помогают избегать аварийных ситуаций, однако ограничивают возможности выхода из них. При торможении во время поворота несколько спрямляют траекторию движения, не любят резких движений рулем и очень скользких покрытий.



vs
Гуру
Сообщения: 2020
Зарегистрирован: 22 мар 2007, 23:53

Сообщение vs » 24 июл 2007, 09:09

Не осилил :)

Валерий
Гуру
Сообщения: 17928
Зарегистрирован: 03 апр 2007, 14:23
Благодарил (а): 1 раз

Сообщение Валерий » 24 июл 2007, 09:13

vs писал(а):Не осилил :)
ответ прост, современные АБС дают прикурить всем! особенно кто считает себя профессионалом, который попытается повторить АБС...

только есть ньюансы на льду под снегом и на гравии, там абс чуть больше торм путь



Цитата:



Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.

На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются. А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй — врежется в препятствие. Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.

И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.





Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо. При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль — и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!
Последний раз редактировалось Валерий 24 июл 2007, 09:22, всего редактировалось 2 раза.

vs
Гуру
Сообщения: 2020
Зарегистрирован: 22 мар 2007, 23:53

Сообщение vs » 24 июл 2007, 09:16

Ааа, ну вообщем ничего нового. АБС по прежнему рулит.

Валерий
Гуру
Сообщения: 17928
Зарегистрирован: 03 апр 2007, 14:23
Благодарил (а): 1 раз

Сообщение Валерий » 24 июл 2007, 09:24

кто бы что не говорил, я всё равно за АБС)))

и не важно кто за рулём! чайник или чел со стажем!



а раллистам АБС не нужен, потому что у них и дорог - то нормальных нету!))) :oops:

и трасса у них закрыта от придурков, которые выскочить на дорогу могут и т.д. и т.п.

ну чтобы им летать не мешали!

а в настоящей жизни летать не дают! :oops:

user_185
Новичок
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 02 май 2007, 16:49

Сообщение user_185 » 24 июл 2007, 23:36

Я это всё писал к тому, что на электронику надейся- а сам не плошай! АБС вещь хорошая и нужная, но прогнозировать ситуацию и усилие на педаль тормоза НЕОБХОДИМО! А в академии я работал инструктором, заодно и сам прошёл тренинги, оч полезно. Начали то мы про переключение передач.....так вот грамотно переключаясь можно очень редко пользоваться тормозами, вы не забывайте, что можно ведь не только для торможения переключаться вниз но и для интенсивного разгона, толко там есть маленькое но: в момент переключения на пониженую передачу, ногу с педали газа не снимать, таким образом в момент переключения обороты возрастают и получается ПОДХВАТЫВАЮЩИЙ газ. Можете попробывать.

ILLUSIONIST
Гуру
Сообщения: 1268
Зарегистрирован: 19 апр 2007, 17:55

Сообщение ILLUSIONIST » 15 авг 2007, 23:13

kross12 писал(а):Я это всё писал к тому, что на электронику надейся- а сам не плошай! АБС вещь хорошая и нужная, но прогнозировать ситуацию и усилие на педаль тормоза НЕОБХОДИМО! А в академии я работал инструктором, заодно и сам прошёл тренинги, оч полезно. Начали то мы про переключение передач.....так вот грамотно переключаясь можно очень редко пользоваться тормозами, вы не забывайте, что можно ведь не только для торможения переключаться вниз но и для интенсивного разгона, толко там есть маленькое но: в момент переключения на пониженую передачу, ногу с педали газа не снимать, таким образом в момент переключения обороты возрастают и получается ПОДХВАТЫВАЮЩИЙ газ. Можете попробывать.
да-да знаю, тока в реале не всегда хочется слышать рев мотора. а для более лучшего торможения двигателя, тоже хороша перегазовка, тоесть, когда вы переключаетесь вниз, нажмите на газ, чтоб обороты увеличелись, и отпустите когда начнете отпускать сцепление, будет отличное замедление. но в реале, в городских пробках это не нужно, на трасе да! там бесспорно это актуально, а в городе, тока когда решили погонять, но с новыми штрафами не хочется как-то это уже делать))))

ILLUSIONIST
Гуру
Сообщения: 1268
Зарегистрирован: 19 апр 2007, 17:55

Сообщение ILLUSIONIST » 15 авг 2007, 23:27

я почти во всем согласен с kross12, кроме одного, при блокировке колес на сухом асфальте тормозной путь увеличивается оч сильно, АБС более деликатна. ты сам попробуй. если у тя машина с АБС разгонись найди место начало торможения, жми до упора и где остановишься ставь вешку. потом выдерни предохранитель АБС и повтори. могу тебя заверить что путь возврастет на метров 5. я тебе это гарантирую. бонально велосипед даже вспомни, когда колесом тормозишь так, что почти оно блокируется, то ты осанавливаешься быстро, а если юзом, то эффектно, но толку мало.



а в ралли АБС не нужна потому как, там нужна временная блокировка колес при входе в поворот, чтоб в него было можно зайти под углом, и с дроселем уже боком входить в него. АБС просто там будет мешать.



я за АБС. хотя у самого нет.

Валерий
Гуру
Сообщения: 17928
Зарегистрирован: 03 апр 2007, 14:23
Благодарил (а): 1 раз

Сообщение Валерий » 07 сен 2007, 14:45

ILLUSIONIST писал(а):я почти во всем согласен с kross12, кроме одного, при блокировке колес на сухом асфальте тормозной путь увеличивается оч сильно, АБС более деликатна. ты сам попробуй. если у тя машина с АБС разгонись найди место начало торможения, жми до упора и где остановишься ставь вешку. потом выдерни предохранитель АБС и повтори. могу тебя заверить что путь возврастет на метров 5. я тебе это гарантирую. бонально велосипед даже вспомни, когда колесом тормозишь так, что почти оно блокируется, то ты осанавливаешься быстро, а если юзом, то эффектно, но толку мало.



а в ралли АБС не нужна потому как, там нужна временная блокировка колес при входе в поворот, чтоб в него было можно зайти под углом, и с дроселем уже боком входить в него. АБС просто там будет мешать.



я за АБС. хотя у самого нет.
хе)))

бальзам на душу)) :oops:

на мягкой грунтовке абс срабатывает почти всегда и легко!

user_4748
Студент
Сообщения: 105
Зарегистрирован: 31 янв 2008, 08:51

Re: Торможение двигателем - умеете? ;)

Сообщение user_4748 » 15 окт 2008, 12:41

Ivan_big писал(а):
Для тех, кто не в курсе - кратко.

Процесс идёт обратно разгону, перекидываем передачи вниз, отпускаем сцепление, авто замедляется. Параллельно жмём на тормоз, есссно.



Тем, кто не юзает - очень рекомендую потренироваться.

Это может оказаться очень полезно.



З.Ы. Еще в детстве в какой-то книге типа "учимся водить безопасно" прочитал, что опытный водитель жмёт педаль тормоза только в случае, если ему надо полностью остановить авто - либо если на пути возникла неожиданная преграда. Все остальные случаи замедления - только передачи и сцепление-газ. Запали в душу мне эти слова :)
Если у тебя МКПП - всё понятно. А вот у меня АКПП. Как посоветуете тормозить? Сейчас я жму или на газ, или на тормоз. Практика показывает, что тормозные колодки у авто с АКПП снашиваются значительно быстрее, чем у авто с МКПП. Это у всех, не только у меня.

THE RAVEN
Гуру
Сообщения: 3859
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 10:36

Сообщение THE RAVEN » 15 окт 2008, 13:03

Торможение двигателем - вешь полезная, особенно зимой - помогает избежать многих проблем с блокировкой колёс на скользком покрытии. Летом не использую почти никогда, ибо нет смысла. Только в экстренных случаях. При этом на Симболах оно неэффективно в принципе. Причина в передаточных числах коробки и в самом движке. Тормозит движок довольно вяло. Вот на нашемарках тема более актуальна - замедляются конкретно, если передачи не выбивает :)



А вот катиться на нейтралке, как делают некоторые форумчане, не стоит НИКОГДА. Это крайне опасно и для вас и для окружающих!!!

Wazzup
Мастер
Сообщения: 985
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 21:50

Сообщение Wazzup » 15 окт 2008, 13:29

А мне кажется тормозит хорошо! Друг заметил что движком Симбол тормозит лучше чем его Фокус. И мне кажется что симбол не хуже жигулей тормозит. Пользуюсь даже летом. Зимой тем более - ибо до раньше ездил на классике.

THE RAVEN
Гуру
Сообщения: 3859
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 10:36

Сообщение THE RAVEN » 15 окт 2008, 13:46

Wazzup писал(а):А мне кажется тормозит хорошо! Друг заметил что движком Симбол тормозит лучше чем его Фокус. И мне кажется что симбол не хуже жигулей тормозит. Пользуюсь даже летом. Зимой тем более - ибо до раньше ездил на классике.


Относительно других иномарок с высокооборотистым двигателем - хорошо, но относительно жигулей - плохо.

К счастью, вопрос экономии топлива, колодок и дисков передо мной не стоит. Тут многое зависит от конкретного человека. Я лично люблю немного похулиганить, а кто-то более спокойно водит и неторопливо тормозит двигателем даже летом.

Важно уметь это делать, а использовать или нет - каждый решает для себя сам.

Тато
Преподаватель
Сообщения: 646
Зарегистрирован: 24 май 2008, 19:35

Сообщение Тато » 15 окт 2008, 16:28

торможу двигателем и зимой и летом.

На Симон АБС у меня нет, именно этот метод много раз спасал, особенно при экстренном торможении.

Сейчас езжу на Астре с АБС, торможу аналогично, и все ок! Доводила ее до торможения с АБС, не могу сказать, что тормозной путь уменьшается!

Den2S
Гуру
Сообщения: 6522
Зарегистрирован: 08 июн 2008, 19:59

Re: Торможение двигателем - умеете? ;)

Сообщение Den2S » 15 окт 2008, 18:30

Ivan_big писал(а):


З.Ы. Еще в детстве в какой-то книге типа "учимся водить безопасно" прочитал, что опытный водитель жмёт педаль тормоза только в случае, если ему надо полностью остановить авто - либо если на пути возникла неожиданная преграда. Все остальные случаи замедления - только передачи и сцепление-газ. Запали в душу мне эти слова :)


Символ двигателем почти не тормозит.

То ли дело Матиз.



А что такое опытный водитель?

Ответить